3 программы мышления
и реакция на критику
и реакция на критику
Как мы воспринимаем критику и что делать, если вас и ваш проект критикуют в интернете.
Анна Зайцева, практикующий HRD, коуч
Для работы над этой статьей мы пригласили куратора наших курсов, практикующего HRD, коуча с 13 летним стажем и европейской сертификацией — Анну Зайцеву.
Дипломы Львовского национального университета имени Ивана Франко и Варшавского института развития бизнеса; сертификация по европейским стандартам управления персоналом, квалификация SpHR.
Профессиональная подготовка в рамках годового курса по аналитической психологии, диплом Киевского Юнгианского Института специализация "юнгианский консультант".
Обучение и сертификация по программе "Профессиональный коуч", акредитованной Европейской Федерацией Коучинга (ECF), сертификат "Профессиональный коуч"
Анна курирует наших студентов на нашем курсе по SELF-маркетингу (курс для тех, кто хочет продвигать свой бизнес, оставаясь в тени).
Дипломы Львовского национального университета имени Ивана Франко и Варшавского института развития бизнеса; сертификация по европейским стандартам управления персоналом, квалификация SpHR.
Профессиональная подготовка в рамках годового курса по аналитической психологии, диплом Киевского Юнгианского Института специализация "юнгианский консультант".
Обучение и сертификация по программе "Профессиональный коуч", акредитованной Европейской Федерацией Коучинга (ECF), сертификат "Профессиональный коуч"
Анна курирует наших студентов на нашем курсе по SELF-маркетингу (курс для тех, кто хочет продвигать свой бизнес, оставаясь в тени).
Для кого
Предприниматели
Те, кто активен в интернете
Те, кто активен в интернете
Знания и навыки
Определить свой тип мышления
Научиться адекватно реагировать на критику
Научиться адекватно реагировать на критику
Время на чтение
10 минут
Критика. С одной стороны, она помогает становиться лучше, а с другой — может навсегда отбить желание что-либо делать вообще. Это особенно важно для предпринимателей, потому что критика, в данном случае, может стоить дела всей жизни.
- Маша КочкинаОчередной гуру из интернетаТвой проект не взлетит! Это никому не нужно! Таких как ты на рынке полно! Чем ты отличаешься, что ты можешь дать нового? Все уже придумали до.
- Коля МотькинОчень умный и ничем неизвестный экспертТвоя идея не очень хороша. Многие пытались это делать и у них не получилось. К тому же, продукт сырой, а ты не супер классный специалист. Лучше оставайся там, где ты есть. В стабильности.
- ГрибМухоморТы просто ничтожество!
3 программы мышления
С чем это связано? С нашими привычками мышления, или, метапрограммами.
А именно:
А именно:
- мотивация,
- референция (фокус силы),
- стрессовая реакция и убеждённость.
Мотивация
Мотивация
У каждого человека своя мотивация. Это не ново. Но всё же стоит разобраться.
Итак, мотивация есть двух типов: «от» — избегание ошибок, неудач; «к» — к достижениям.
Наша мотивация очень зависит от контекста. В работе и в личной жизни может быть абсолютно разной.
Итак, мотивация есть двух типов: «от» — избегание ошибок, неудач; «к» — к достижениям.
Наша мотивация очень зависит от контекста. В работе и в личной жизни может быть абсолютно разной.
Пример
Ивент-менеджер Василий перерос масштабы своего городка и решил выйти на новый уровень и поработать с клиентами из столицы. Составил список компаний, сформировал коммерческое предложение, сделал рассылку и … получил отказ. Затем ещё и ещё один.
Развитие событий, сценарий первый.
Ответ «нет» — отличный повод для знакомства с клиентом поближе. Василий, собрав в кулак волю и обаяние, звонит всем, кто ему отказал. Уточняет, чего не хватило в его предложении, чтобы получить согласие, корректирует предложение, повторяет рассылку и … Вуаля! Вот он первый заказ, затем второй, третий… Василий победитель! Так проявляется мотивация «к» — к достижению.
Развитие событий, сценарий второй.
Старания Василия увенчались успехом. Он получил свой первый заказ. Но, в ходе переговоров, заказчик решил немного сэкономить и просит скидку. Василий, боясь упустить крупную рыбу, соглашается (чтобы клиент не сорвался). Это мотивация избегания.
Ответ «нет» — отличный повод для знакомства с клиентом поближе. Василий, собрав в кулак волю и обаяние, звонит всем, кто ему отказал. Уточняет, чего не хватило в его предложении, чтобы получить согласие, корректирует предложение, повторяет рассылку и … Вуаля! Вот он первый заказ, затем второй, третий… Василий победитель! Так проявляется мотивация «к» — к достижению.
Развитие событий, сценарий второй.
Старания Василия увенчались успехом. Он получил свой первый заказ. Но, в ходе переговоров, заказчик решил немного сэкономить и просит скидку. Василий, боясь упустить крупную рыбу, соглашается (чтобы клиент не сорвался). Это мотивация избегания.
Референция
Референция
Референция, или фокус силы — это привычка мышления. Она отвечает за принятие решения и ответственность.
Она бывает внутренней, когда фокус силы внутри. Человек принимает решение, несмотря на внешние обстоятельства. И внешней, когда решение принимается с учётом мнения других людей или со ссылкой на официальные документы.
Наши привычки мышления и референция тут не исключение. Они даны нам от рождения. Каждая метапрограмма — это диапазон. Человек может жить и действовать на каком-то одном его конце. А может использовать всю полноту диапазона, расширяя, таким образом, свои возможности, повышая гибкость, улучшая навыки коммуникации и применяя лучший из вариантов метапрограммы в каждой конкретной ситуации.
Как же развивать непроявленные метапрограммы?
Она бывает внутренней, когда фокус силы внутри. Человек принимает решение, несмотря на внешние обстоятельства. И внешней, когда решение принимается с учётом мнения других людей или со ссылкой на официальные документы.
Наши привычки мышления и референция тут не исключение. Они даны нам от рождения. Каждая метапрограмма — это диапазон. Человек может жить и действовать на каком-то одном его конце. А может использовать всю полноту диапазона, расширяя, таким образом, свои возможности, повышая гибкость, улучшая навыки коммуникации и применяя лучший из вариантов метапрограммы в каждой конкретной ситуации.
Как же развивать непроявленные метапрограммы?
Пример
Например, наш копирайтер Петя всегда писал тексты, ориентируясь только на себя. Сам придумал, сам написал, сам опубликовал. Заказчику текст "не зашёл"? Это его проблемы. Петя уверен, что текст классный и работающий. В результате, у Пети все заказчики сво… Это типичный пример внутренней референции, когда решение принято единолично, обсуждению не подлежит и мнение других людей автора решения не очень волнует.
Пете следовало бы развить внешнюю референцию на других, чтобы улучшить коммуникацию с заказчиками и максимально учитывать их пожелания при работе над текстами. Как это сделать? В течение месяца нашему герою предстоит перевести фокус с себя на клиента и строить коммуникацию, исходя из этого.
Например, на этапе согласования деталей максимально подробно прояснить, чего хочет клиент и как, по мнению заказчика, должен выглядеть идеальный текст. Важно прояснять все формулировки в заказе, где возможны двойные трактовки. Помогут варианты: «что вы вкладываете в это понятие…»; «правильно ли я понимаю, что…»; «давайте подытожим наши договоренности…»; «всё ли я правильно понял…». Также, важно записывать «фирменные» и любимые слова клиента и затем, если уместно, добавлять их в текст. Если Петя всё сделает правильно, то получит довольного клиента, достойную оплату за свой труд (без торгов) и долгосрочное сотрудничество.
Критика — это всегда стресс. И реагируем мы на него по-разному: можем сильно включаться и потом ещё не раз в полной мере проживать всю гамму эмоций, вспоминая ситуацию.
Можем отстранённо реагировать, будто наблюдая со стороны. Или, совмещать эти две реакции: немного «окунуться» в ситуацию, а потом отстраниться и искать решение «на свежую голову».
Например, на этапе согласования деталей максимально подробно прояснить, чего хочет клиент и как, по мнению заказчика, должен выглядеть идеальный текст. Важно прояснять все формулировки в заказе, где возможны двойные трактовки. Помогут варианты: «что вы вкладываете в это понятие…»; «правильно ли я понимаю, что…»; «давайте подытожим наши договоренности…»; «всё ли я правильно понял…». Также, важно записывать «фирменные» и любимые слова клиента и затем, если уместно, добавлять их в текст. Если Петя всё сделает правильно, то получит довольного клиента, достойную оплату за свой труд (без торгов) и долгосрочное сотрудничество.
Критика — это всегда стресс. И реагируем мы на него по-разному: можем сильно включаться и потом ещё не раз в полной мере проживать всю гамму эмоций, вспоминая ситуацию.
Можем отстранённо реагировать, будто наблюдая со стороны. Или, совмещать эти две реакции: немного «окунуться» в ситуацию, а потом отстраниться и искать решение «на свежую голову».
"Одни сплошные отказы.
Столица не для меня..."
"Одни сплошные отказы.
Столица не для меня..."
И тут снова хочется вспомнить Василия. Помните, на его первое письмо большинство компаний ответило отказом. Так вот, если бы наш герой окунулся с головой в эмоции, то его поведение развернулось бы следующим образом:
«Одни сплошные отказы. Нет, столица не для меня. Не стоит даже тыкаться сюда со своими ивентами». Увидев первые отказы и не разобравшись в причинах, Василий отказывается от своей идеи покорить столицу. Зачем начинать, если меня там никто не ждёт и всё равно откажут. Далее, при каждой попытке предложить Василию сотрудничество с крупными компаниями из больших городов, у него каждый раз будет ярко всплывать ситуация первых отказов, со всеми эмоциями.
В ситуации, когда наш Василий воспринял отказ как трамплин в новые возможности, он действовал с позиции стороннего наблюдателя.
Конечно, сразу возникает вопрос, от чего зависит реакция. Всё просто. Она сформировалась в ходе воспитания и взаимодействия с определённым окружением во время учёбы, работы и т. д. Как правило, мы перенимаем стратегии поведения значимых для нас людей. Привычки мышления довольно статичны. И, либо мы сами решаем что-то менять и начинаем их прокачивать, либо они меняются благодаря резким изменениям в жизни (когда жизнь бьёт нас обухом по голове).
«Одни сплошные отказы. Нет, столица не для меня. Не стоит даже тыкаться сюда со своими ивентами». Увидев первые отказы и не разобравшись в причинах, Василий отказывается от своей идеи покорить столицу. Зачем начинать, если меня там никто не ждёт и всё равно откажут. Далее, при каждой попытке предложить Василию сотрудничество с крупными компаниями из больших городов, у него каждый раз будет ярко всплывать ситуация первых отказов, со всеми эмоциями.
В ситуации, когда наш Василий воспринял отказ как трамплин в новые возможности, он действовал с позиции стороннего наблюдателя.
Конечно, сразу возникает вопрос, от чего зависит реакция. Всё просто. Она сформировалась в ходе воспитания и взаимодействия с определённым окружением во время учёбы, работы и т. д. Как правило, мы перенимаем стратегии поведения значимых для нас людей. Привычки мышления довольно статичны. И, либо мы сами решаем что-то менять и начинаем их прокачивать, либо они меняются благодаря резким изменениям в жизни (когда жизнь бьёт нас обухом по голове).
Убеждённость
Убеждённость
Ну и наконец, убеждённость. Эта привычка мышления о том, как мы начинаем или прекращаем верить во что-то. Убеждённость в чем-то формируется под влиянием эмоций, периодичности и/или количества повторений.
Давайте вернёмся к критике.
Если на человека с мотивацией «к» (движение к своей цели, к успеху) обрушится критика, он скорее всего разозлится и «на зло врагам» получит желаемый результат. Каков механизм? Человека в этой ситуации будет сопровождать эмоция злости или более яркая — гнев. Это эмоции продуктивные. Под их влиянием человек действует и довольно активно.
Человека с мотивацией «от» (избегание неудач, ошибок) наоборот, будут сопровождать непродуктивные эмоции: обида, печаль, иногда страх. Поэтому, чтобы избежать боли от предстоящей критики, такой человек вовсе перестанет действовать.
Как же распределятся другие привычки мышления у этих двух типов людей.
У первого, к мотивации достижения, скорее всего, добавятся внутренняя референция, реакция на стресс, либо выбор с позиции стороннего наблюдателя, убеждённость — периодичность и/или количество повторений.
Давайте вернёмся к критике.
Если на человека с мотивацией «к» (движение к своей цели, к успеху) обрушится критика, он скорее всего разозлится и «на зло врагам» получит желаемый результат. Каков механизм? Человека в этой ситуации будет сопровождать эмоция злости или более яркая — гнев. Это эмоции продуктивные. Под их влиянием человек действует и довольно активно.
Человека с мотивацией «от» (избегание неудач, ошибок) наоборот, будут сопровождать непродуктивные эмоции: обида, печаль, иногда страх. Поэтому, чтобы избежать боли от предстоящей критики, такой человек вовсе перестанет действовать.
Как же распределятся другие привычки мышления у этих двух типов людей.
У первого, к мотивации достижения, скорее всего, добавятся внутренняя референция, реакция на стресс, либо выбор с позиции стороннего наблюдателя, убеждённость — периодичность и/или количество повторений.
Пример
Маша — кондитер, без её тортов не проходит ни один праздник. Она решила, что хватит эксплуатировать небольшую кухню в своей квартире, пора расширяться и открывать кофейню на первом этаже дома. Маша посчитала бюджет, предварительно договорилась с поставщиками оборудования и, окрылённая идеей и уверенная в себе, пошла получать всевозможные разрешения. Часы мучительных ожиданий, путешествия из кабинета в кабинет и раскритикованная идея могли кого угодно вывести из себя и напрочь убить желание открывать своё дело. Но только не Машу. После первой экскурсии по коридорам и кабинетам различных служб и первой порции негатива она решила во что бы то ни стало покорить этот Эверест. А если Маша что решила, то это у неё будет и точка. Сдаваться после первой попытки не в её правилах. Вечером, когда эмоциональный накал немного утих и дети мирно сопели в своих кроватках, она проанализировала день, выписала вопросы, собрала нужную информацию и составила основной план действий, и альтернативный, на случай непредвиденных обстоятельств. (Так, как Маша, действуют люди с мотивацией достижения, внутренней референцией, с реакцией на стресс по типу "выбор", и убеждённостью).
У второго, к мотивации избегания, точно добавится ориентация на мнение других людей при принятии решений, полное погружение в ситуацию при стрессе и, в большинстве случаев, «убедителем» будет эмоциональный всплеск.
Пример
Оля — умница и красавица, маркетолог и SMM в рекламном агентстве немалое количество лет. Совсем недавно в отпуске ей пришла идея уйти из найма в свободное плавание. Своё дело она знает, с клиентами тоже всё хорошо. Одно «но» — стабильного дохода ближайшие несколько месяцев не будет. И хочется, и колется. Решила Ольга с подругой посоветоваться. А подруга и рада стараться: напомнила в красках Оле все примеры из жизни одноклассников и однокурсников, потерпевших фиаско. «И что, где они теперь эти твои фрилансеры? Кто тебя назад-то возьмёт после фриланса этого? Лучше и не начинай, подруга. Работа у тебя приличная, в коллективе тебя ценят. И клиенты тоже. Зарплата стабильная, высокая, бонусы всякие — одним словом, уверенность в завтрашнем дне есть. Что тебе ещё надо?»
Послушала Оля подругу, представила во всей красе своё будущее нестабильное на вольных хлебах… Да и отказалась от идеи, чтоб без денег не остаться и по миру не пойти.
Послушала Оля подругу, представила во всей красе своё будущее нестабильное на вольных хлебах… Да и отказалась от идеи, чтоб без денег не остаться и по миру не пойти.
Если для Маши критика — это двигатель, то для Оли — существенный тормоз.
Можно ли с этим что-то сделать?
Можно. Привычки мышления, как и любые другие, можно менять и тренировать. Правда, по одной за раз.
Можно ли с этим что-то сделать?
Можно. Привычки мышления, как и любые другие, можно менять и тренировать. Правда, по одной за раз.
Алгоритм работы с привычками мышления:
1
Определите, какие привычки мышления активны у вас сейчас.
Например, мотивация избегания, референция внешняя на других, убеждённость — эмоции и, наконец, стрессовая реакция — окунуться в эмоции.
2
Выберите одну, с которой хотите начать изменения.
Спешка вам не подруга. (Допустим, вы выбрали мотивацию. Хотите активировать мотивацию к достижениям).
3
Продумайте, как будете отслеживать прогресс.
Как поймете, что новая привычка мышления прижилась и работает. («Я принимаю решение начать своё дело, чтобы избежать зависимости от кого- и чего-либо/не работать на дядю/ и т. д.»? Или, «Я принимаю решение начать своё дело, чтобы воплотить в жизнь свою мечту/изменить мир/изобрести что-то полезное/ и т. д.»? Чтобы развить мотивацию к достижениям, фокусируйтесь на том к чему, в перспективе, приведет вас принятое решение).
4
Ежедневно маленькими шагами двигайтесь к цели.
Запасайтесь терпением. Результат вас приятно порадует.
Что делать, если вы относитесь к типу людей, которые избегают стресса?
Ситуация: предприниматель начинает свой бизнес в интернете. И видит, как его критикуют в комментариях (нередко специально и конкуренты, кому это важно).
Как ему вести себя в этом случае?
Стресса не стоит избегать. Полезнее научиться его проживать и извлекать полезные уроки. Если прилетела критика:
1. Прежде, чем ответить, посчитайте до 10 и спросите себя «Что я чувствую в данный момент?» Распознать эмоцию — уже наполовину с ней справиться.
2. На сколько вам важно мнение именно того человека, от которого прилетела критика? Если не важно, поблагодарите и идите своей дорогой. Каждое мнение имеет право на существование. Если же мнение человека для вас важно, то сначала поблагодарите. А затем спросите, что именно вы можете улучшить в своей работе. Слушайте, а лучше запишите. А далее, вам и только вам решать, воплощать советы в жизнь или нет.
3. Эмоции они не просто так. Они для нас о чём-то. О чём возникшая эмоция для вас? На сколько она помогает или, наоборот, останавливает вас в том, чем вы занимаетесь? Предлагаю понаблюдать за собой и сделать упражнение «эмоциональный ландшафт»: когда возникает эмоция, зафиксируйте, что её вызывает. Нравится ли вам такая ситуация? Если да, оставьте без изменений. Если нет, подумайте, что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию.
Как ему вести себя в этом случае?
Стресса не стоит избегать. Полезнее научиться его проживать и извлекать полезные уроки. Если прилетела критика:
1. Прежде, чем ответить, посчитайте до 10 и спросите себя «Что я чувствую в данный момент?» Распознать эмоцию — уже наполовину с ней справиться.
2. На сколько вам важно мнение именно того человека, от которого прилетела критика? Если не важно, поблагодарите и идите своей дорогой. Каждое мнение имеет право на существование. Если же мнение человека для вас важно, то сначала поблагодарите. А затем спросите, что именно вы можете улучшить в своей работе. Слушайте, а лучше запишите. А далее, вам и только вам решать, воплощать советы в жизнь или нет.
3. Эмоции они не просто так. Они для нас о чём-то. О чём возникшая эмоция для вас? На сколько она помогает или, наоборот, останавливает вас в том, чем вы занимаетесь? Предлагаю понаблюдать за собой и сделать упражнение «эмоциональный ландшафт»: когда возникает эмоция, зафиксируйте, что её вызывает. Нравится ли вам такая ситуация? Если да, оставьте без изменений. Если нет, подумайте, что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию.
Анна Зайцева, практикующий HRD, коуч
Для работы над этой статьей мы пригласили куратора наших курсов, практикующего HRD, коуча с 13 летним стажем и европейской сертификацией — Анну Зайцеву.
Анна курирует наших студентов на нашем курсе по SELF-маркетингу (курс для тех, кто хочет продвигать свой бизнес, оставаясь в тени).
Instagrаm.
Анна курирует наших студентов на нашем курсе по SELF-маркетингу (курс для тех, кто хочет продвигать свой бизнес, оставаясь в тени).
Instagrаm.
Оставьте заявку, и мы свяжемся, чтобы обсудить ваш проект.
Вы можете описать нам задачу, а мы предложим решения, рекламу или учебные материалы. У нас есть отдельные консультации и программы обучения для сотрудников компаний.