личное продвижение

Как правильно изучать конкурентов

И шаблон таблицы для работы — в статье
Для кого статья
Для тех, кто ищет инсайты для своего позиционирования и мечтает приручить свою целевую аудиторию.
Что вы узнаете
Расскажем, как собрать удачную комбинацию приемов конкурентной отстройки, чтобы люди запомнили вас и возвращались за новыми заказами.
Головная боль предпринимателя
Когда вы только начинаете свой путь, непонятно, каким надо быть: что предлагать, чтобы люди запоминали, узнавали, возвращались, не жаловались? Как стать особенным для них, как не потонуть в море конкурентов, которые уже давно на рынке, успели завоевать любовь публики, обладают собственным стилем, и вообще, у них все прекрасно. Развеиваем страх: уникальность создать нетрудно.

Изучать конкурентов нужно перед началом продвижения, для того, чтобы сразу определить стратегию, понять свои сильные и слабые стороны на их фоне и суметь занять в нише выгодное место.

1. Найдите своих конкурентов в соцсетях

Первый и важный шаг. На этом этапе нужно понять, кто еще играет на одном поле с вами, что «работает» у других. Также эта информация поможет определить, на какие свои сильные стороны нужно направить фокус внимания, чтобы отличиться среди других специалистов.

Чтобы изучить конкурентов, понадобится сделать небольшое исследование. Рекомендуем сделать отдельную таблицу или документ, куда вы будете складывать такие знания. Они пригодятся в будущем

Итак, мы будем смотреть сайты-поисковики, инстаграм, вконтакте и фейсбук.

В изучении конкурентов нам нужно увидеть:

  • какой контент люди выкладывают, и что пользуется популярностью
  • какие цены предлагают
  • какие преимущества у них есть
  • как рассказывают о себе, и что используют, чтобы лучше продавать свои услуги

    «Подсматривать за конкурентами — нормальная практика в бизнесе. Есть люди, которые уже набили много шишек и вывели свою стратегию. Если все же совесть мучает вас, прочитайте книгу Остина Клеона «Кради как художник»(ЛитРес).

    И конечно же, если вы знаете лучших в своем деле — смотрите, что делают они. Даже если они не живут в вашем городе и уже построили целую корпорацию».

    Ева Кац
    основатель проекта Bandito, управляющий партнер рекламного агентства 5oclick.ru

    2. Как искать конкурентов?

    В фейсбуке:

    Введите в строку поиска название вашей профессии и схожие упоминания. Например, Петя вводит хештег #копирайтер.

    По тому же хештегу в Facebook можно посмотреть людей, последние посты, группы и пр. Смотрите группы и тех, кто в них участвует. А также вступите в эти группы сами.

    Вас должны интересовать живые люди, а не брендированные страницы. Изучайте тех, кто продвигает себя активнее всего, посмотрите, как они презентуют свои услуги, вступают с людьми в коммуникацию, откликаются на запросы.
    Привет, я Маша — героиня секретного бесплатного курса Bandito по личному продвижению. Я кондитер из Смоленска. Ниже читайте, как я ищу конкурентов в инстаграм.
    Маша
    Кондитер из Смоленска
    В Инстаграм:

    1. Вбиваете запрос в поисковую строку и смотрите, кого вам показывает сеть.

    Маша вбивает в поисковую строку «Торты Смоленск». И видит конкурентов.
    Такие запросы могут быть разные. Например «торты в Смоленске», «Смоленск пирожные», «Смоленск капкейк» и пр. Вбивайте в поисковик разные сочетания так, как искали бы сами.

    2. Поиск по хештегам.
    Здесь работает тот же принцип, что и в поиске по словам. Нужно вбить запрос в поисковую строку и посмотреть людей, которые выкладывают посты с таким хештегом.

    3. Создайте таблицу конкурентов

    После того, как вы изучили конкурентов, сделайте себе список из самых любопытных. Это может быть произвольная таблица — напишите все, что вам важно. На основе такой таблицы вы будете выстраивать свою стратегию поведения.

    Например, Маша изучала производителей тортов в Смоленске.

    Вот видео о том, как работать с таблицей:
    Шаблон таблицы для анализа конкурентов.
    Сохраните себе копию и будьте вооружены!)
    Нажмите на иконку любимого мессенджера, и ссылка придет вам в сообщении.
    Подарок от Bandito!

    4. Определите свои сильные стороны

    Выпишите на бумагу все свои сильные стороны, чем вы лучше других людей в своей профессии. Например: вы умеете делать работу быстро или у вас невысокие цены. А может быть, у вас есть бесплатная доставка или очень красивая упаковка.

    «Часто люди говорят, что они ничем не отличаются. Если у вас кризис, почитайте маленькую и крайне полезную вдохновляющую книгу «Фиолетовая корова» Сета Година. Она про то, как сделать в своем бизнесе нечто особенное. Невероятно вдохновляет на подвиги и читается за один вечер».

    Ева Кац
    основатель проекта Bandito, управляющий партнер рекламного агентства 5oclick.ru
    Теперь, вернитесь к таблице с конкурентами и посмотрите, чего у них нет. И что вы могли бы сделать. Ваша задача не впадать в панику от того, что все сделано до вас — помните, сравнивать себя надо только с собой.

    Ваша задача внимательно посмотреть на запросы людей и на то, чего нет у ваших конкурентов. А также на слабые стороны. Например, в вашем городе может быть несколько специалистов, но все жалуются на их сервис. Значит вашим главным козырем станет сервис. Или в запросах людей есть особые пожелания (например, диетические торты) — введите эти пожелания в список своих услуг. Предлагайте то, что людям нужно и на основе главных недостатков своих конкурентов делайте свои преимущества.

    А что делать, если все конкуренты хорошие? Смотрите, чего еще не хватает.
    Пример Маши, кондитера из Смоленска
    Например, Маша видит, что в комментариях к конкурентам люди спрашивают про диетические торты. Также у многих конкурентов очень посредственная упаковка. Некоторым людям хочется платить через сайт. А кому-то хочется торт по индивидуальному заказу.
    Еще Маша видит, что людям нравится смотреть видео и наблюдать за процессом. Поэтому Маша выписывает свои сильные стороны и сразу помечает, что ей пригодится в будущем. Например, хорошие фотографии, упаковка, бесплатная доставка по Смоленску.

    Маша сразу помечает, что ее важной чертой будет клиентский сервис — обязательные ответы всем в комментариях, точное исполнение сроков и положительные отзывы клиентов о том, что на нее всегда можно положиться. Этот пункт Маша выделяет особенно. Она будет использовать его в своей стратегии продвижения, потому что у конкурентов эта черта хромает.

    Маша видит, что у людей есть запросы на диетические торты, поэтому пишет для себя, что будет предлагать варианты с пониженной калорийностью.
    Еще она решает, что будет делать нечто особенное — иногда присылать своим клиентам маленькие капкейки для напоминания о себе. Так не делает никто.


    Итак, Машины варианты отстройки:
    • Диетические торты
    • Красивая упаковка
    • Бесплатная доставка
    • Возможность оплатить заказ удаленно
    • Очень сильный клиентский сервис
    • Программа лояльности: внезапные подарки клиентам, скидки
    Раскрой и посмотри. Внутри тебя ждет сюрприз :)
    Ура! Капитан Внезапность! Он дарит скидки и появляется в неожиданных местах. Сегодня он дарит вам промо-код на скидку 20% на все наши курсы! Промокод действует один раз. Но зато как! Итак: переходите на страницу с курсами, выбирайте тот, который вам нравится больше всего (советуем Эволюцию, она очень крутая). И вводите промокод: КАПИТАНСЕГОДНЯДОБРЫЙ

    Сделайте описание себя, как специалиста и своих сильных качеств. Пропишите, что вы можете предложить вашим клиентам, что можете подтянуть, чтобы стать лучше.

    Смотрите на то, чего не хватает людям — читайте их отзывы и комментарии у конкурентов. Постарайтесь отстроиться от всех остальных. Выпишите это в отдельную таблицу и обязательно следуйте этому в будущем. Каждый бизнес, каждый бренд строится на фундаменте самых сильных качеств. Это ваша основа. И за ней, в итоге, будут приходить люди.

    Эту основу вы будете закладывать в контент и продвижение, затрагивая смежными темами крючки в головах людей. Так люди будут знать вас с определенной стороны, а не как абстрактного специалиста из тысячи.

    Примеры основы вы выбираете под себя, исходя из своих сильных качеств и того, что особенно нужно рынку.

    Например, в профессиях Пети (копирайтеры, рекламщики, дизайнеры и пр.) слабая сторона — соблюдение сроков и надежность исполнителя. Поэтому для людей такой профессии нужно делать упор на сроки, точный и прозрачный план работ, соблюдение даже промежуточных сроков и надежность.

    Петя будет это использовать в своем продвижении. Мы это рассмотрим в разделе контента.

    А в профессии Васи, где бизнес небольшой и локальный, очень важны положительные отзывы людей и хорошие отношения. Вася сделает акцент на этих качествах в своей контент-стратегии. Это вы увидите в разделе ниже.
    Прямой эфир по теме
    Эфиры и дополнительные модули обучения проходят в нашей группе Digital Bandito в Facebook. Вступайте и учитесь вместе с нами.
    Если статья была вам полезна, поддержите редакцию — расшарьте статью у себя в соцсетях. Заранее спасибо :)) Ева Кац.