Рассрочка — 90 дней без процентов
личное продвижение

Продвижение в Телеграме

Пошаговый гид
Жаждете gloria mundi, а фейсбук с инстаграмом не помогают? Что-то слышали про Телеграм? Даже читаете Mash? Тогда, конечно, вам жизненно необходимо завести свой телеграм-канал и продвинуть его вплоть до горизонта. Но как?


«Если очень хочется завести канал, но нет уникальности, заведите лучше котенка»

Павел Федоров
С чего начать?
Не слушайте Павла! Вернее, слушайте, но вполуха. Борис Акунин тоже отговаривает книги писать, Гришковец утверждает, что это – безнадежное дело, не прославишься, мол, нынче литературой. Ага, а сами тем временем строчат. Так что не Чхартишвили горшки обжигает, давайте пробовать.

Но совет все равно дельный – ничто так не красит телегу, как лошадь. То есть уникальный контент. В чем эта уникальность, спросите вы? Прежде всего, мы бы обратили внимание на контекст потребления - львиная доля просмотров Телеграма происходит на смартфонах, поскольку приложение является, собственно говоря, месседжером. Отсюда формат небольших текстовых сообщений, которые могут расшариваться в полноценный информационный продукт.

А теперь подумайте: что такого уникального в формате пошире твиттера с возможностью приаттачить любой лонгрид, вы можете предложить искушенному юзеру? При этом заметим, что картинки и видео в Телеграме тоже работают.
Уникальность на выбор
Уникальность — это что?
Смотрите, новостные каналы берут двумя основными вещами: фактурой и подачей. Если ты, например, Алексей Венедиктов или условный Расстрига/Доренко, и у тебя много эксклюзива, слива и прочего инсайда, то упор на фактуру очевиден. Если же приходится довольствоваться «осетриной второго сорта», а это 90 процентов новостного траффика (и не только в Телеграме), то на первый план выходит подача уже известного материала. Кто-то притворяется депутатом Госдумы и вещает от лица народного избранника, кто-то заходит с военно-морского юмора, кто-то раскапывает бэкграунд событий. Каждый, в общем, жжет глаголом в меру своих способностей и представлений о том, как это работает.

Скажу сразу — без подачи тяжело даже Доренко. Зачастую вся уникальность именно в этом — как подать не эксклюзивную, уже известную, в общем-то, информацию так, чтобы ее «съели».

Варианты подачи контента в Телеграм

Ролевые игры
Необходимо придумать себе авторский образ, который привлечет внимание. Депутат Госдумы, капитан подводной лодки, мишка Паддингтон, урка на зоне, папа Карло в стране Буратин, белка из Центрального парка, разносчик пиццы, смотритель маяка, Квазимодо, заместитель директора по несложным вопросам и т. д. Иногда эти образы реальны, чаще можно наблюдать перевоплощение диванных критиков, суть одна — образ должен быть прописан (стиль, жаргон, мировоззрение) и небезынтересен в многократном повторе; такой авторский образ предполагает широкий охват тем, поскольку акцент на то, КАК говорить, а не на том, ЧТО говорить.
Образ от целеполагания канала
Мы срываем покровы с политиков, мы считаем деньги олигархов, мы — финансовые Робин Гуды, отбираем секреты успеха у богатых и раздаем бедным, мы пишем про то, как уютно было в совке, мы любим фаст-фуд и гордимся этим и т. п. Тут уже закладывается определенная сегментированная тематика, важнее ЧТО говорить, хотя и КАК — тоже важно.
Узкая сегментация
Есть канал, который исключительно мониторит соцсети известных людей и выдает наиболее любопытные перлы с короткими комментариями. Есть (наверняка есть!) обзоры мимимишных котиков, есть подборки анекдотов или букмекерских ставок, много чего имеется по криптовалютам. Такая специализация позволяет выхватывать из информационного потока отдельные фрагменты и компоновать их в эксклюзивный продукт, интересный определенной аудитории.
Это три основные ниши, выстроенные на балансе охвата и подачи. Чем более широкий тематический охват — тем более оригинальной должна быть подача. Сегментированные каналы пытаются сочетать и то, и другое. Наконец, очень узкий, а оттого уникальный сегмент, как правило, не нуждается в уникальной подаче, контент самодостаточен.

Все вышесказанное относится как к новостным каналам, так и прочим направлениям, включая бизнес. Вы можете делать узкие обзоры специализированных рынков, вы можете сидеть на каком-то одном направлении, вы можете писать «за бизнес» в целом — но под определенным углом.
Обед по расписанию
Отдельная больная тема — производство контента. Чтобы Телеграм-канал жил, его нужно «кормить» ежедневно, и желательно не один раз в день. Чаще всего производство отдается на аутсорс, что несет в себе очевидные риски, ибо большинство «производителей» обожают копипастить, а добиться качественного соответствия разработанным стандартам можно либо временно, либо дорого, либо никак. Вести же Телеграм-канал самому — это прямой путь к жесткому выгоранию, особенно если это не ваш основной кусок хлеба.

Поэтому большинство успешных Телеграм-каналов — это команды, как принято было говорить в недалеком прошлом, единомышленников, завязанных на результат. Либо отдельные фанаты-маньяки, имена которых будут высечены в камне. Если вы не маньяк и не желаете высекаться, а также у вас нет планов по формированию банды телеграм-головорезов, то просочиться в топ вам, скорее всего, не светит. Это было возможно два года назад, но не сейчас, когда телега переполнена желающими добиться успеха.


«Сейчас бы я вовсе не стал заводить новый канал. Все очень сильно поменялось… Заводить новый канал будет стоить больших денег, ведь шансов, что он станет популярным сам по себе, практически нет»

Данис Сахабутдинов
автор канала Travelhacks
Заметьте, Данис говорит о том, что нет шансов на органический рост канала. Мы же попробуем — при наличии уникального контента — разобраться, как «нагнать» читателей. Причем, вовсе не обязательно при помощи денег.

Где брать подписчиков в Телеграм?

Снаружи
Как водится, есть два места рекрутинга подписчиков — внутри Телеграма и за его пределами. Начнем с «запределов» ­- можно, например, попытаться перетащить аудиторию из соцсетей, из блога, сделать рассылку. Проще, когда у вас уже есть лояльная публика, готовая идти за вами на край света. Как, например, у Ильи Варламова, который быстренько сформировал себе топ-аудиторию в Телеграме, позвав людей со своих собственных ресурсов. А дальше — закон больших чисел и ведение канала как новостного агрегатора, оперативно доставляющего «свежак» с помощью бота. Практически любой желающий может оставить на канале Варламова информацию о событии, свидетелем которого он стал — отсюда и эксклюзив, и оперативность. Плюс команда новостников, профессионально отрабатывающих актуальную повестку.

Однако, возникает законный вопрос: а если ты не Варламов и большие числа с большими возможностями — не про тебя? К тому же при переходе в Телеграм существует естественное препятствие, там надо регистрироваться, то есть совершать дополнительные телодвижения. Без достаточной мотивации не каждый на это пойдет. Возможно, поможет аргумент, что Телеграм — это еще и единственный защищенный в настоящее время мессенджер, за что и страдает безвинно. То есть такой вайбер для скрытных. Приходи, общайся, и читай мой канал. Why not? Но вот ВКонтакте, например, ссылки на телеграм-каналы попросту запрещены. Невелика конверсия из Ютюба и Инстаграма, там своя специфичная тусовка. В принципе, естественного перетекания, как из Фейсбук в Инстаграм и наоборот, не получится в любом случае, поэтому с доступной аудиторией надо работать. Например, начать историю в соцсети, а самое мясо выложить в Телеграм — часть аудитории пойдет по следу. Или организовать подарки и/или скидки в телеграм-канале, с анонсом приступа щедрости в соцсетях.

Еще один метод — извлечь аудиторию из оффлайн- и интернет-СМИ, различных ресурсов, просочившись в публикуемые подборки телеграм-каналов. Вот совет от Даниса Сахабутдинова как это сделать: стать автором этих изданий. Тогда ты сам сможешь рано или поздно сделать для них подборку с упоминанием своего канала или втиснуться в редакционную подборку. Как вариант — выйти на автора подборки и напроситься в список за какие-нибудь плюшки вроде упоминания на своем канале.

«Подборка на Медузе дала мне не меньше 5000 новых подписчиков», — рассказывает Данис. Было это, правда, относительно давно и сейчас подобной конверсии может не случиться.

Промежуточное резюме: создавай ценность в качестве производителя контента, выходи на большие аудитории как автор и пытайся продавливать свой ресурс. А теперь — вернемся в Телеграм и посмотрим, где нарыть людей там.
Внутри
Про взаимопиар (ВП) слышали все, почти все его еще и видели — это когда на каком-либо канале появляется пост, ненавязчиво подводящий к мысли, что вот на это (ссылка прилагается) стоит посмотреть, а лучше сразу подписаться. Соответственно, отрекомендованный канал в свою очередь фокусирует свою аудиторию в режиме алаверды.

Деньги в ВП не участвуют, все держится на взаимном интересе. Здесь кроется определенный конфликт этого самого интереса: большим каналам будет важен соразмерный объект для ВП, а мелкие, наоборот, стремятся пополнить свой баланс за счет больших аудиторий, поскольку продвигаться через такие же небольшие каналы, как ты сам — не бог весть какой прибыток. Как быть?

В любом случае, можно договариваться с владельцами каналов схожей тематики — там аудитория «теплая», или, напротив — двигаться во что-то совершенно новое — там точно не будет пересечения и возможен прирост за счет «вау-эффекта».

Остается добавить, что тот же Данис Сахабутдинов не верит в силу ВП:
«В 2016 году взаимопиар каналов, когда они упоминают друг друга бесплатно в качестве рекомендации, был очень хорошим способом привлечь подписчиков. Сейчас так почти никто не делает: эффект невысокий, да и выглядит не очень».

На наш взгляд, все упирается в естественное развитие Телеграма: на стадии набора аудитории каналы охотно шли на бартер, но собрав достаточное количество подписчиков, основные игроки захотели монетизации приобретенного. Собственно, все уперлось в рекламу — рекомендации работают, но за деньги. При этом стоимость привлеченного подписчика неуклонно растет: если в 2016 году курс читателя к рублю был один к одному, то сейчас соотношение увеличилось до 10−30 руб. за виртуальную душу, и даже до 100−200 руб.

Павел Федоров, например, не рекомендует маленьким каналам идти с рекламой на крупный ресурс: «Если у вас меньше 1000 подписчиков, не идите в большие каналы с рекламой. Вас накроет эффект волны — подписчики крупного канала видят, что у вас мало людей, стало быть, ничего интересного у вас нет».

Остается прояснить, где искать контакты владельцев каналов для ВП или рекламы. Для этого существуют специальные чаты, которые изыскиваются через браузер вашего поисковика по запросу, например, «чаты телеграм вп». Примеры чатов: @tlgrmPR, @tgrm.su, @PRgroups и т. д.

В качестве приемлемого варианта Павел упомянул продвижение через каталоги телеграм-каналов. В любом из каталогов, которые также легко можно найти поиском в интернете (там же есть целые списки, каталоги каталогов, так сказать) есть опция «добавить канал». Добавляете свой канал — и он попадает в ротацию, которая отражает статистику канала и ранжирует его соответствующим образом. Таким образом, вы вступаете в сообщество «видимых» каналов (в самом Телеграме вы видите только те каналы, на которые подписаны, или те, которые вам рекомендуют) со всеми возможными дальнейшими манипуляциями в виде ВП или купли/продажи рекламы. Там, где продается реклама, каталоги превращаются в биржи — их использование, правда, может быть нерациональным из-за биржевой наценки (в полтора-два раза). Еще один минус — при добавлении канала в каталог может стоять фильтр на количество подписчиков, он варьируется в довольно широком диапазоне, от 50 до 1000.

Резюме

В общем, как ни крути, ничего нового в подлунном мире — нужно много работать, искать варианты, пробовать и ошибаться. Универсальных и волшебных рецептов не существует, как бы в самом Телеграме не утверждали обратное те, кто зарабатывает на платных подписках. Секрет золотого ключика там надежно упрятан в терминологию из разряда «огонь!» и «будем выжигать». Если у вас есть несколько лишних тысяч рублей — сходите, проверьте.

Как всегда, на лучшие места в телеге забрались те, кто зашел первым — пару лет назад. Говорят, что сейчас затевать новостные или маркетинговые каналы слишком поздно — поляна поделена очень плотно, не помогает и общий рост аудитории. Хотя мы верим, что даже на сверх насыщенном рынке всегда можно отстроится и забрать свой сегмент — вопрос лишь в его размере и целесообразности затрачиваемых усилий)).

Ну и, конечно, мы убеждены, что добрым словом (хорошим контентом) и пистолетом (продвижением) можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом. Но слово должно быть обязательно! В постиндустриальном мире все пляшет от контента — если он востребован, то путь к реципиенту рано или поздно будет протоптан.

Выражаем признательность Павлу Федорову (адрес каналов в Телеграм) и Данису Сахабутдинову (адрес) за неоценимую помощь в подготовке материала. Кстати, эти ссылки — тоже вариант конверсии экспертных знаний в потенциальных подписчиков)).

Читать еще по теме:
Курс по контенту с Евой Кац:
  • Тексты для личных соцсетей
  • Тексты для SMM
  • Тексты для блога и воронка контент-маркетинга
  • Работа со СМИ (как попасть в СМИ и как написать текст, который возьмут)
  • Работа с e-mail рассылками

Вы научитесь понимать и любить контент. Выстраивать правильную контент-стратегию так, чтобы каждая буква приносила свою пользу.
Сможете писать самостоятельно. Страхи тоже снимем.
Перейти на страницу курса
Оставьте заявку, и мы свяжемся, чтобы обсудить ваш проект.
Вы можете описать нам задачу, а мы предложим решения, рекламу или учебные материалы. У нас есть отдельные консультации и программы обучения для сотрудников компаний.